Многие пользователи Windows 7 сталкиваются с сообщением «Видеодрайвер перестал отвечать и был успешно восстановлен».
Наиболее часто это происходит во время игр, когда выполняются работы в 3-d программах или просмотре видео, намного реже ошибка дает о себе знать в браузерах и текстовых редакторах (Word, Excel). При этом видеокарта успешно проходит различные графические тесты, а в других программах проблема проявляется во всей красе.
Несколько слов теории.
Начиная с Vista и в последствии в Windows 7 был введен механизм Timeout Detection and Recovery (TDR), который позволяет при возникновении программной ошибки, не перезагружать компьютер. Любая ошибка, которая приводит к задержке ответа драйвера, локализуется и перезапускается только драйвер.
В Windows XP при возникновении подобных ошибок пользователь видел «синий экран» или зависание компьютера. Причин, по которым появляется ошибка «Видеодрайвер перестал отвечать и был успешно восстановлен» на самом деле очень много и типичного решения для всех не существует.
1. Драйвер видеокарты
Наиболее часто проблема в драйвере видеокарты. Нужно обновить драйвер видеокарты или установить более старые версии. К примеру, при использовании драйвера AMD Catalyst 13.1 появляется ошибка, попробуйте установить немного старую версию AMD Catalyst 12.8 или бета-драйвер Catalyst 13.2.
2. Обновление DirectX
Нелицензионные версии игр, скачанные с Интернета, идут под видом различных RePack-ов (пересобранные), в комплекте которых содержаться файлы DirectX. Рекомендуем, удалить DX и установить последнюю версию DirectX с официального сайта Microsoft.
3. Отключить аппаратное ускорение flash player
В случае если ошибка возникает при серфинге Интернета, возможно причиной ошибки является Adobe flash player. Попробуйте обновить флеш плеер с официального сайта, если проблема не исчезла, тогда нужно попытаться отключить аппаратное ускорение флеша (flash player). Нажимаем правой клавишей на любом ролике и в меню снимаем галочку с пункта с "использовать аппаратное ускорение" (use hardware acceleration)
4. Отключение параметров сглаживания (antialiasing ).
Ошибка может возникать в случае, когда в настройках видеокарты и игры различаются настройки сглаживания. К примеру, в игре опция сглаживания активная, а в панели управления драйвером отключено или стоит режим «замещение настроек приложения».
5. Перегрев видеокарты.
Сбои проявляются наиболее часто во время игр или работе 3D приложений. Если компьютер эксплуатируете давно, а профилактику не делаете, то скопившиеся пыль не позволяет системе охлаждения работать эффективно. В результате нагрузки (играя в 3D-игры) повышается температура видеокарты, СО не справляется, и происходят сбои. Как проверить температуру видеокарты читайте в статье Тестирование видеокарты с помощью программы FurMark.
6. Отключение TDR в реестре. (Не рекомендуемый, всё на свои страх и риск !)
Одним из способов устранения ошибку может быть внесение изменения в сам механизм Timeout Detection and Recovery (TDR), а именно откорректировать время восстановления видеокарты.
Запускаем редактор реестра
Пуск – Выполнить – regedit.exe
Открываем: HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\Control\GraphicsDrivers
Нас интересуют два ключа TdrLevel и TdrDelay, в большинстве случаев их может не быть, тогда необходимо самостоятельно их создать.
Нажимаем правую клавишу мышки, вызываем контекстное меню.
Создать – Параметр DWORD (Windows 32) или QWORD (64-разрядная версия).
TdrDelay – указывает на задержку по времени, сколько секунд не реагировать на отсутствие «ответов» драйвера. Другими словами в случае появления не критических ошибок и последующее самостоятельное восстановление драйвера - «вылета» не будет. От критических ошибок это не спасет.
По умолчанию значение равно 2 секундам. Попробуйте выставить от 3-х секунд и больше.
Примечание: сначала пробуем увеличить время задержки реагирования TdrDelay, а только потом отключаем TdrLevel. Для того чтобы изменения вступили в силу – перезагружаем компьютер.
Сама система восстановления видеодрайвера сама по себе неплохая и направлена на устранения появления «синего экрана» из-за ошибок связанных с видеокартой. Этот способ помогает, когда проблемы связаны с программным обеспечением и если для продолжения работы не нужно перезапускать видеодрайвер. В противоположном случае изменения могут повлечь более частые «зависания» компьютера – восстановите прежние значения.
7. Обновления bios видеокарты (Не рекомендуемый, всё на свои страх и риск !)
Некоторые производители выпускают для своих видеокарт биосы, к примеру, компания Gigabyte на сайте периодически обновляет биосы к видеокартам, а другие могут, придерживаться противоположной политики – bios официально не публикуют, а самостоятельная смена версии биоса лишает гарантийного обслуживания.
8. Некорректный разгон видеокарты.
Видеокарты, у которых частоты отличаются от рефересных в результате заводского или пользовательского разгона наиболее часто выдают эту ошибку. Выходом является понижение частот или поднятие напряжения с помощью программы Afterburner.
А) Для стабильности работы видеокарты можно попробовать поднять немного напряжение.
Внимание: поднятие напряжения может повредить видеокарту при слабой системе охлаждения.
Поднятие напряжения приводит к повышению тепловыделения компонентов, поэтому на такой шаг можно идти, если:
- на видеокарте стоит хорошая система охлаждения;
- регулярно проводится ее обслуживание (удаление пыли)
- соблюдаются элементарные правила работы (Не рекомендуется выключать компьютер сразу после 3D-игр. В режиме нагрузки видеокарта нагревается и выход из игры, а затем выключение компьютера приводит к остановке кулеров, обдув радиаторов не производится, а элементы карты продолжают выделять тепло, и случается «перегрев». Это приводит к постепенному деформированию текстолита, что чревато повреждением микропайки. Рекомендуем после игр, дать компьютеру в «холостом» режиме отработать несколько минут, а лишь затем только его выключать.
Б) Понижение частот разогнанной видеокарты до стандартных.
Запускаем программу GPU-Z и сверяем частоты, если они выше заводских, при помощи Afterburner приводим показатели к норме.
Видеокарты ОС (overclock) имеют заводской разгон, частоты у которых выше стандартных.
На официальном сайте производителя: ATI или NVIDIA, ищем модель видеокарты и смотрим ее спецификацию, нас интересуют два параметра:
- Частота графического процессора.
- Частота памяти.
И сверяем их с показаниями программы GPU-Z
Регулировка частот при помощи программы Afterburner
Как возможные дополнительные варианты решения проблемы:
- отключение эффектов аэро.
- иногда помогает замена планок памяти (по очереди попробуйте на одной планке памяти погонять игры).
- включить фильм, поставить паузу и запустить игру. Это не решение проблемы, а скорее вынужденная мера или обходной путь.
Наиболее часто это происходит во время игр, когда выполняются работы в 3-d программах или просмотре видео, намного реже ошибка дает о себе знать в браузерах и текстовых редакторах (Word, Excel). При этом видеокарта успешно проходит различные графические тесты, а в других программах проблема проявляется во всей красе.
Несколько слов теории.
Начиная с Vista и в последствии в Windows 7 был введен механизм Timeout Detection and Recovery (TDR), который позволяет при возникновении программной ошибки, не перезагружать компьютер. Любая ошибка, которая приводит к задержке ответа драйвера, локализуется и перезапускается только драйвер.
В Windows XP при возникновении подобных ошибок пользователь видел «синий экран» или зависание компьютера. Причин, по которым появляется ошибка «Видеодрайвер перестал отвечать и был успешно восстановлен» на самом деле очень много и типичного решения для всех не существует.
1. Драйвер видеокарты
Наиболее часто проблема в драйвере видеокарты. Нужно обновить драйвер видеокарты или установить более старые версии. К примеру, при использовании драйвера AMD Catalyst 13.1 появляется ошибка, попробуйте установить немного старую версию AMD Catalyst 12.8 или бета-драйвер Catalyst 13.2.
2. Обновление DirectX
Нелицензионные версии игр, скачанные с Интернета, идут под видом различных RePack-ов (пересобранные), в комплекте которых содержаться файлы DirectX. Рекомендуем, удалить DX и установить последнюю версию DirectX с официального сайта Microsoft.
3. Отключить аппаратное ускорение flash player
В случае если ошибка возникает при серфинге Интернета, возможно причиной ошибки является Adobe flash player. Попробуйте обновить флеш плеер с официального сайта, если проблема не исчезла, тогда нужно попытаться отключить аппаратное ускорение флеша (flash player). Нажимаем правой клавишей на любом ролике и в меню снимаем галочку с пункта с "использовать аппаратное ускорение" (use hardware acceleration)
4. Отключение параметров сглаживания (antialiasing ).
Ошибка может возникать в случае, когда в настройках видеокарты и игры различаются настройки сглаживания. К примеру, в игре опция сглаживания активная, а в панели управления драйвером отключено или стоит режим «замещение настроек приложения».
5. Перегрев видеокарты.
Сбои проявляются наиболее часто во время игр или работе 3D приложений. Если компьютер эксплуатируете давно, а профилактику не делаете, то скопившиеся пыль не позволяет системе охлаждения работать эффективно. В результате нагрузки (играя в 3D-игры) повышается температура видеокарты, СО не справляется, и происходят сбои. Как проверить температуру видеокарты читайте в статье Тестирование видеокарты с помощью программы FurMark.
6. Отключение TDR в реестре. (Не рекомендуемый, всё на свои страх и риск !)
Одним из способов устранения ошибку может быть внесение изменения в сам механизм Timeout Detection and Recovery (TDR), а именно откорректировать время восстановления видеокарты.
Запускаем редактор реестра
Пуск – Выполнить – regedit.exe
Открываем: HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\Control\GraphicsDrivers
Нас интересуют два ключа TdrLevel и TdrDelay, в большинстве случаев их может не быть, тогда необходимо самостоятельно их создать.
Нажимаем правую клавишу мышки, вызываем контекстное меню.
Создать – Параметр DWORD (Windows 32) или QWORD (64-разрядная версия).
TdrLevelOff (0) – Восстановление отключено.
TdrLevelBugcheck (1) – Ошибки обнаруживаются, но не восстанавливать.
TdrLevelRecoverVGA (2) - Восстановление VGA (не реализовано).
TdrLevelRecover (3) – Восстановление по таймауту. Стандартное значение.
TdrLevelBugcheck (1) – Ошибки обнаруживаются, но не восстанавливать.
TdrLevelRecoverVGA (2) - Восстановление VGA (не реализовано).
TdrLevelRecover (3) – Восстановление по таймауту. Стандартное значение.
TdrDelay – указывает на задержку по времени, сколько секунд не реагировать на отсутствие «ответов» драйвера. Другими словами в случае появления не критических ошибок и последующее самостоятельное восстановление драйвера - «вылета» не будет. От критических ошибок это не спасет.
По умолчанию значение равно 2 секундам. Попробуйте выставить от 3-х секунд и больше.
Примечание: сначала пробуем увеличить время задержки реагирования TdrDelay, а только потом отключаем TdrLevel. Для того чтобы изменения вступили в силу – перезагружаем компьютер.
Сама система восстановления видеодрайвера сама по себе неплохая и направлена на устранения появления «синего экрана» из-за ошибок связанных с видеокартой. Этот способ помогает, когда проблемы связаны с программным обеспечением и если для продолжения работы не нужно перезапускать видеодрайвер. В противоположном случае изменения могут повлечь более частые «зависания» компьютера – восстановите прежние значения.
7. Обновления bios видеокарты (Не рекомендуемый, всё на свои страх и риск !)
Некоторые производители выпускают для своих видеокарт биосы, к примеру, компания Gigabyte на сайте периодически обновляет биосы к видеокартам, а другие могут, придерживаться противоположной политики – bios официально не публикуют, а самостоятельная смена версии биоса лишает гарантийного обслуживания.
8. Некорректный разгон видеокарты.
Видеокарты, у которых частоты отличаются от рефересных в результате заводского или пользовательского разгона наиболее часто выдают эту ошибку. Выходом является понижение частот или поднятие напряжения с помощью программы Afterburner.
А) Для стабильности работы видеокарты можно попробовать поднять немного напряжение.
Внимание: поднятие напряжения может повредить видеокарту при слабой системе охлаждения.
Поднятие напряжения приводит к повышению тепловыделения компонентов, поэтому на такой шаг можно идти, если:
- на видеокарте стоит хорошая система охлаждения;
- регулярно проводится ее обслуживание (удаление пыли)
- соблюдаются элементарные правила работы (Не рекомендуется выключать компьютер сразу после 3D-игр. В режиме нагрузки видеокарта нагревается и выход из игры, а затем выключение компьютера приводит к остановке кулеров, обдув радиаторов не производится, а элементы карты продолжают выделять тепло, и случается «перегрев». Это приводит к постепенному деформированию текстолита, что чревато повреждением микропайки. Рекомендуем после игр, дать компьютеру в «холостом» режиме отработать несколько минут, а лишь затем только его выключать.
Б) Понижение частот разогнанной видеокарты до стандартных.
Запускаем программу GPU-Z и сверяем частоты, если они выше заводских, при помощи Afterburner приводим показатели к норме.
Видеокарты ОС (overclock) имеют заводской разгон, частоты у которых выше стандартных.
На официальном сайте производителя: ATI или NVIDIA, ищем модель видеокарты и смотрим ее спецификацию, нас интересуют два параметра:
- Частота графического процессора.
- Частота памяти.
И сверяем их с показаниями программы GPU-Z
Регулировка частот при помощи программы Afterburner
Как возможные дополнительные варианты решения проблемы:
- отключение эффектов аэро.
- иногда помогает замена планок памяти (по очереди попробуйте на одной планке памяти погонять игры).
- включить фильм, поставить паузу и запустить игру. Это не решение проблемы, а скорее вынужденная мера или обходной путь.
Оффтоп
Источник: © expert4help.ru